Победитель гонки моторов

21 сентября 1911 года из Новороссийска стартовал первый на Кавказе автопробег, маршрут которого пролегал через современный Большой Сочи. Его победителем стал влиятельный австрийский аристократ, владелец дворцов в Вене и Праге, фабрики богемского стекла, пионер австрийской киноиндустрии граф Александр Коловрат.

Черноморскую губернию вполне можно отнести к пионерам в области развития автомобилизма в России. Среди важнейших причин этого было отсутствие железной дороги вдоль побережья, что вызывало потребность в регулярном сообщении между растущими курортами с помощью других видов транспорта. Т. Скупенский в книге «На лазурном берегу» в 1911 г. писал: «… на сентябрь, октябрь и ноябрь едет с севера фешенебельная богатая публика, чтобы продлить себе лето, греться на солнышке, купаться в море. Едут не только морем, но и на собственных автомобилях прямо из Новороссийска по прекрасному, теперь исправленному шоссе. Едут не только русские, но часто уже сюда заглядывают и иностранцы».

Уже к 1904 г. на курорте Гагры (а он входил в состав Сочинского округ) действовала мастерская «для починки и налаживания автомобилей и велосипедов». Она же отпускала автомашины в прокат. Впоследствии при Гагринской климатической станции был оборудован большой гараж, откуда автомобили по желанию публики совершали рейсы в Сочи, Красную Поляну и Сухум. Большим любителем автомобилей был организатор Климатической станции принц Александр Петрович Ольденбургский, что с большим юмором описал Ф. Искандер в своем «Сандро из Чегема».

В 1905 г. между Сочи и Адлером было впервые организовано частное автомобильное сообщение. Механические экипажи представляли здесь «обычного типа вагон с диванами с двух сторон, на которых размещаются 14 пассажиров». По времени дорога занимала 3 часа, а плата за проезд составляла 1 руб.

В начале XX в. автомобилизм превращается в один из популярных видов спорта. Все более распространенным видом состязаний становятся автопробеги и различные гонки. В истории Сочи автоспорт также оставил свой заметный след. 21 сентября 1911 г. в столице Черноморской губернии Новороссийске стартовал первый на Кавказе автопробег по маршруту Новороссийск – Гагры, являвшийся продолжением масштабного тура Петербург – Севастополь. Участники соревнования вместе со своими автомобилями прибыли из Севастополя в Новороссийск на пароходе «Инженер Авдаков». Автопробег Новороссийск – Гагры был организован Гагринской климатической станцией. Руководил состязанием вице-президент Российского императорского автомобильного общества флигель-адъютант В. В. Свечин.

Из 29 автомобилей, стартовавших из Новороссийска, в Гагры прибыло 26. Главным итогом этого спортивного мероприятия стало то, что на деле была доказана возможность и практическая выгода автомобильного сообщения вдоль Черноморского побережья по Новороссийско-Сухумскому шоссе. В связи с тем, что 23 экипажа прибыли  в Гагры без штрафных очков и практически одновременно, было принято решение о «дополнительном критерии», которым явилась верстовая гонка на скорость. Первые три места заняли:

1 место – граф Коловрат на «Лауринт-Клемент»
2 место – барон фон Мекк Марк Николаевич на «Мерседесе»
3 место – гонщик и конструктор фирмы «Бенц» Фриц Эрле на машине своей фирмы.

Единственная женщина – гонщица, госпожа Ставросельская участвовала на автомобиле «Штевер» и заняла 11 место (данные о результатах гонки любезно предоставлены автору статьи Царскосельским автомобильно-спортивным клубом).

Победитель заключительной гонки граф Александр «Саша» Коловрат (Alexander «Sascha» Kolowrat) прошел версту с хода за 38,6 секунд, показав скорость 99,5 км/ч и взял Первый Приз Великой Княгини Ольги Александровны. Интересная деталь – автомобиль Коловрата был далеко не новый, летом 1911 года граф Коловрат вместе с графом Урусовым совершил на нем путешествие по Африке, проехав 40 000 км.

Граф Коловрат был одним из влиятельнейших аристократов Австрии, имел крупное состояние – ему принадлежала фабрика богемского стекла, дворцы в Вене и Праге. Он стал пионером австрийской киноидустрии. Считается, что именно Саша Коловрат отрыл новую кинематографическую звезду – Марлен Дитрих. На его венской киностудии «Саша-фильм» сняли «Кафе Электрик» с Марлен в главной роли.

Другом Коловрату приходился легендарный Фердинанд Порше. Познакомились они перед Первой мировой войной, отдыхая в Альпах. В 1922 году на средства Саши Коловрата Порше создал спортивный автомобиль. В благодарность за помощь Фердинанд дал своему детищу имя графа. Автомобиль стал называться Austro-Daimler Sascha.

Саша Коловрат прослыл известным шутником. Однажды он прибыл на предстартовый осмотр в автомобиле, украшенном большим количеством кукол. При этом гордо ходил рядом с ним и позировал перед объективами фотоаппаратов (можно было подумать, что он директор цирка), и его поведение вызывало восторг у зрителей. Через год он украсил машину гирляндами картофеля. Еще через год посадил в салон большую жирную свинью, которая довольно похрюкивала в кресле, в то время как комиссия осматривала его машину. В четвертый раз он пригласил трех трубочистов. Они сидели на капоте, стояли на подножках, изображая разные смешные сцены. В общем, устраивал настоящий театр. По регламенту соревнований на Сицилии минимальный вес экипажа автомобиля был 120 кг (обязательно 2 человека). Граф Александр Коловрат один весил более 100 кг и посему в члены экипажа он взял... лилипута. Эта парочка выглядела, конечно, комично, но обязательные требования регламента были соблюдены.

Умер Александр Коловрат в 42 года. Марлен Дитрих навещала киномагната в больнице, где он скончался в декабре 1927-го, а много позже взяла для героини фильма «Обесчещенная» имя «вдова Коловрат».
 

Новости