Гобелены из наркомовских волос

В сентябре 1935 года газета «Сочинская правда» сообщила своим читателям, что «в Центральном санатории РККА имени тов. Ворошилова работает замечательный художник-самоучка Григорий Борухов. Его художественные произведения составляют особый вид творчества в искусстве – это изготовление гобеленов из ... человеческих волос. Такие гобелены еще никем нигде не изготовлялись. Это очень кропотливый труд, требующий большого художественного чутья и уменья владеть таким трудным материалом для работы как волос».

В 1915 году, находясь в австрийском плену в Терезенштате, Борухов изготовил первый гобелен – лошадиную голову. В материалах недостатка не было, ведь Борухов был парикмахером. Первый гобелен попал в один из музеев Стокгольма.

После войны парикмахер Борухов возвращается на родину в город Чернигов, и здесь в течение двух лет работает над гобеленом по портрету Владимира Ильича Ленина. Этот гобелен Борухов закончил в 1921 г. Попал гобелен в Институт (музей) Ленина в Москве.

В 1924 году товарищ Борухов, работая в Москве, изготовил гобелен «Взятие Зимнего дворца». Одновременно он работал над созданием гобеленов по портретам Франца Шуберта, Льва Толстого и Максима Горького.

В конце 20-х годов Г. А. Борухов работает парикмахером в советском полпредстве в Германии, где его услугами пользовался бывавший в полпредстве Альберт Эйнштейн. Знаменитый ученый в знак благодарности за работу по просьбе Борухова подарил ему две фотографии, опубликованные позже в журнале «Природа». Густая шевелюра гениального физика дала немало сырья для творца-парикмахера.

Возвратившись в конце 1931 года из заграничной командировки, товарищ Борухов с неутомимой энергией работает по ночам над новым портретом В. И. Ленина, который заканчивает к 17-му партсъезду.

Парикмахер вступил в переписку с тогдашним народным комиссаром по военным и морским делам К. Е. Ворошиловым и даже посетил его лично: дескать, сколько славы во всем мире принесет родной стране это художественное изобретение. Сохранились трогательные и наивные письма Борухова Ворошилову: «Помня Ваш совет ... вот уже два месяца как я оставил парикмахерскую и приступил к работе над новыми картинами. В частности, мне хочется изготовить большое панно для будущего Дворца Советов, полагаю, там такое будет уместно. Сюжет у меня напрашивается – первый удар по Деникину». Но при этом – жалуется пионер искусства – продовольственной карточки нет, от распределителя открепили, а жить приходится в темном сыром подвале. И это – при поддержке вождя!

В качестве решения проблемы товарищ Борухов предлагал выделить ему квартиру при первом Доме Советов, где он устроил образцовую парикмахерскую, а также назначить его по специальности в Кремль (можно и зав. парикмахерской), либо на худой конец в санаторий Совнаркома...

Находясь в сочинском санатории им. Ворошилова, товарищ Борухов продолжал работать над созданием гобеленов, проводя долгие ночи над рамой с портретом великого вождя мирового пролетариата товарища Сталина. 9 сентября 1935 года Г. И. Борухов закончил портрет товарища Сталина и приступил к работе над портретом наркома обороны К. Е. Ворошилова.
 

Новости