Аллегории и реальность Владимира Ингала

Владимир Иосифович Ингал родился в Екатеринодаре 29 марта (по новому стилю) 1901 года; отец его был врачом, а мать преподавала в созданном ею первом музыкальном училище города.

Позже семья переехала в Москву. Видя стремление сына к искусству, родители пытались определить его в Строгановское училище, но юный ваятель провалился на экзамене по русскому языку. Пришлось поступить в частную студию.

Профессиональным скульптором Ингал стал не скоро. Он успел поучиться на врача, в гражданскую войну работал братом милосердия, затем был студентом Бакинского политехнического института. В пору учебы вырубил на скале под Кисловодском портрет только что скончавшегося В. И. Ленина. На открытии присутствовали Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, Н. А. Семашко. Позже при землетрясении горельеф пострадал, и его вскоре заменили бронзовым барельефом.

В 1926 году приехал в Ленинград и поступил во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт).

Кисловодский портрет Ленина словно предопределил основное направление работы Ингала. Долгое время у него были две главные темы – Ленин и Сталин.

Впрочем, в 1952 году в Ленинграде открылся еще один монумент работы Ингала – памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади, выполненный совместно с В. Я. Боголюбовым.

Были и другие работы. В их числе надгробия актрисы В.А. Мичуриной-Самойловой в Александро-Невской лавре и балетмейстеру А.Я. Вагановой на Литераторских мостках в Ленинграде, скульптурные портреты В. П. Чкалова и К. Е. Ворошилова.

В Сочи Ингалом установлена скульптура Серго Орджоникидзе на территории санатория им. Орджоникидзе. Но гораздо более известны его работы, сделанные для Сочинского морского вокзала.

Работал над ними он в своей мастерской в Ленинграде. Активно привлекал к работе студентов-старшекурсников Высшего художественного училища, будущих скульпторов. Молодые ваятели В. Н. Бельская, Р. Р. Бельский, П. П. Веселов, В. И. Гордон, Л. В. Калинин, И. А. Сыроешкин, М. П. Щеглов, Е. В. Щеглова и В. В. Чибриков, работая под руководством профессора В. И. Ингала, нашли оригинальное, новаторское решение поставленной задачи

- Проектируя декоративные скульптуры для Сочинского морского вокзала, – рассказывал сам В. И. Ингал, – мы исходили, разумеется, прежде всего из требований архитектора проекта здания, автором которого является действительный член Академии архитектуры СССР К. С. Алабян. Другое, что обусловило наши поиски в решении поставленных задач, – это место, где вокзал воздвигается. Мы тщательно его изучили. При этом нас интересовало все – вид со стороны моря и со стороны города, степень освещенности здания в разных его частях (исходя из его архитектуры) и в разное время суток. Общая же идея, как мы ее сразу определили, состояло в том, чтобы дать в скульптуре эмоциональное ощущение богатства, многоликости и многосторонности нашего необъятного социалистического государства, на просторах которого в одно и то же время в одном краю цветут вечнозеленые деревья, а в другом – лежат никогда не тающие снега, но где повсюду кипит творческий, созидательный труд, где люди в полной мере пользуются богатейшими плодами своего труда, где в братской дружбе живут все народы, населяющие необъятную социалистическую Отчизну. Все это важно изобразить в заданной нам работе еще и потому, что Сочи – город, куда приезжают на отдых труженики со всех концов нашей Родины, где рядом с чаеводом из Грузии встретишь оленевода с Крайнего Севера, чабана из Казахстана и свекловода с Украины…

Но как это выразить в скульптуре – в гипсе, граните или бронзе?

Авторы декоративных скульптур Сочинского вокзала удачно совместили аллегорию с реальностью, с взятыми из самой жизни красками и красочными явлениями.

Скульптуры будут размещены в три яруса. Первый – на высоте 20 метров – это четыре аллегорические фигуры, тема которых – «Времена года».

На фасаде, обращенном к морю будут помещены скульптуры «Весна» и «Лето».

«Весна»… Мы видим девушку в окружении цветов. На голове – пышный венок, в руке – ветка молодого, только что распустившегося деревца. Девушка полулежит, откинувшись к скале, усыпанной цветами. В облике этой девушки, в юном ее лице, в стройной ее фигуре, в движении, полном неги и красоты, мы ощущаем подлинную весну, с которой неизменно связаны и цветы, и молодость, и чувства пробуждения.

Лето – пора зрелости, пора большого труда и отдыха. И вот перед нами фигура женщины, исполненной силы и энергии. Она много поработала – рядом снопы, ею скошенные. День на исходе. Солнце идет к закату. Женщина, приподняв над головой руку, смотрит вдаль – туда, где заходит солнце. Удовлетворение своим трудом, и приятный отдых после него – вот что мы ощущаем.

На противоположной стороне вокзала будут помещены скульптуры «Осень» и «Зима».

Осень – это время, когда особенно зримы плоды труда. Тема достатка и духовного богатства проведена в аллегорической скульптуре «Осень»… Мы видим женскую фигуру, исполненную красоты и величия. Девушка с радостью, приятной удивленностью рассматривает пышные гроздья винограда, а рядом – другие плоды – крупные, спелые, кажется сочные, – яблоки и груши.

Наиболее сложной скульптурой оказалось аллегорическое изображение зимы.

Второй ярус скульптур, расположенный на высоте 26 метров, изображает страны света – юг, запад, восток, север.

Если предыдущие скульптуры в натуре будут иметь пять метров, то эти – 2,5 – 2,6 м. Но зато эти фигуры изображаются во весь рост. Поэтому они не затеряются даже на той значительной высоте, которую им подготовят строители…

«Восток»… Мы видим гордо стоящего где-то на высоте киргиза в национальном костюме; он держит на руке беркута, который расправил сильные крылья. Сочинцы и курортники, придя к морскому вокзалу, будут долго любоваться этой скульптурой. Беркут, расправивший крылья на фоне вечно голубого неба будет казаться в полете…

«Запад»… Мы видим сильного украинского парубка с символами плодов сельскохозяйственного труда на Украине – снопами и подсолнухами.

«Юг» – это стройный аджарец с виноградной лозой.

«Север» – это житель Заполярья, в национальном своем костюме; в руках у него молодой олененок.

Последний пояс декоративных скульптур будет установлен на высоте 35 метров. Это двенадцать дельфинов, в традиционно-классической композиции. Они, как языки пламени, будут окружать основание шпиля, которым увенчивается здание морского вокзала».

Кроме декоративных скульптур для Сочинского морского вокзала созданы проекты фонтанов. Их три – один, большой – перед главным входом в вокзал, и два – меньших размеров – во внутренних крытых двориках.

В центре большого фонтана с чашей диаметром 7 метров, установлена аллегорическая фигура «Навигация» – с компасом, подзорной трубой, веслом и другими эмблематическими предметами.

В крытых двориках, расположенных в крыльях вокзала, установлены небольшие фонтаны, но весьма изысканной формы. Они увенчаны чашами в виде раковины, на которых в живых движениях запечатлены мальчик и девочка. Тонкие струи воды стекали со всех сторон раковины, образуя зеркальную завесу…

В результате работы В. И. Ингала здание морвокзала приняло законченный архитектурный вид. Открыт вокзал был 15 декабря 1955 г.

Судьба скульптора не была безоблачной. Во время работы над скульптурами для Сочи Владимира Иосифовича обвинили в статье одной из центральных газет в … эксплуатации труда студентов. Пришлось долго отстаивать свою честь, в результате даже случился инфаркт. До конца жизни (умер в свой день рождения -  29 марта 1966 года) профессор В. И. Ингал продолжал преподавать в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной.
 

Новости