Ворота Сочи

Сочинский железнодорожный вокзал, Морвокзал и аэропорт «Адлер» – главные ворота главного курорта страны. Именно здесь зарождается влюбленность с первого взгляда в прекрасный южный город у наших гостей, и здесь они говорят полюбившемуся всерьез и надолго краю «до свиданья, до скорых встреч».

Архитектурные и исторические памятники эпохи недавно минувшей – Железнодорожный вокзал, Морвокзал, и фешенебельный ультрасовременный комплекс нового Аэровокзала, по праву стали достопримечательностями Сочи, и каждый – своеобразная визитная карточка южной столицы. Доступность, удобство путей сообщения наш немаловажный плюс в предолимпийской гонке. Но это сейчас, в начале третьего тысячелетия. А когда-то…

Когда-то Сочи с внешним миром соединяло только море. В хорошую погоду корабли становились на рейд, а пассажиров и груз на берег доставляли небольшими лодками – фелюгами. В шторм суда и вовсе проходили мимо. Бывало, неделями пассажиры не могли добраться до места назначения, проплывая бушующим морем мимо заветного берега. Конечно, построенное на рубеже XIX-XX веков Новороссиско-Сухумское шоссе несколько облегчило доступность благодатного края, но… Справочники по Черноморскому побережью Кавказа наперебой расхваливали открывшийся в 1909 курорт «Кавказская Ривьера» неизменно указывая на один существенный недостаток – удаленность от города. А, к примеру, путешествие от старого рынка (район современного Морвокзала) до Мацесты в начале XX века занимало более трех часов. И это в пределах нынешнего Сочи, что уж говорить об узкой извилистой дорожке, которая причудливо петляла среди Кавказского леса от Новороссийска до Сухуми.Летом 1914 года началось строительство Черноморской железной дороги, и в октябре 1917 года первый поезд прибыл в Сочи. Однако начавшаяся общероссийская смута на несколько лет затормозила развитие путей сообщения с будущим главным курортом страны. В годы гражданской войны поезда в Сочи не приходили, железнодорожное полотно пришло в негодность. С 1920 г. началось восстановление линии, и в 1923 г. открылось постоянное движение между Сочи и Туапсе. Первое здание вокзала было построено еще до революции. В 1934 году в связи с развитием курорта и увеличением пассажиропотока был построен новый вокзал, где имелись кассы, залы ожидания.

В тридцатых годах прошлого века стала решаться и проблема морских ворот города. 1 мая 1934 года приказом народного комиссара водного транспорта Пахомова был учрежден Сочинский морской порт, а в 1938 утвердили проект его строительства.

Воздушное сообщение с Сочи началось во время Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года в Адлере на месте ликвидированного семеноводческого совхоза «Черноморец» закончилось строительство грунтовой взлетно-посадочной полосы, и приземлился первый самолет ПО-2, прилетевший из Краснодара. А 1 сентября 1941 лётное поле, построенное в течение 2-х месяцев под руководством инженера И.Г. Шевкуленко, приняло уже боевые самолеты.

После войны в пятидесятые годы курорт стал активно развиваться. На месте станции постройки 1934 года в сентябре 1952 вводится в эксплуатацию новый сочинский ЖД вокзал, возведенный по проекту архитектора А. Н. Душкина. Его здание – памятник архитектуры, вызывающий восхищение и сочинцев, и гостей курорта. Не меньше восторгов приходится и на долю Морского вокзала, строительство которого закончилось в октябре 1955 года. Его создатели – архитекторы К.С. Алабян и Л.Б. Карлик. В 1956 году были построены здания (теперь старого) Аэровокзала и взлётно-посадочная полоса ВПП-1.

На рубеже восьмидесятых-девяностых начинается реконструкция железнодорожного и морского вокзалов и строительство нового здания аэропорта. Из-за сложностей этого периода работы сильно затягиваются. Больше всего повезло вокзалу железнодорожному. Его реставрация закончилась 1 июля 1998 года. Морвокзал простоял в лесах целых шестнадцать лет и вновь открылся в обновленном виде лишь в 2005 году. Произошло это благодаря инвестициям государственного заказчика ФГУП "Росморпорт", превысившим 150 млн. руб., и  компании "Диорит" из Санкт-Петербурга выполнившей основные подрядные работы. Новое здание Аэровокзала строилось тоже очень долго, вернее долго простояло законсервированным в почти готовом состоянии. Благодаря олимпийской гонке работы были возобновлены и в 2007 году оно введено в эксплуатацию. Новый трехэтажный аэровокзальный комплекс общей площадью 57000 кв. м стал одним из крупнейших в России.

Железнодорожный вокзал, Морвокзал и аэропорт «Адлер» – главные ворота южной столицы, а в недалеком будущем они станут и главными воротами столицы Зимней Олимпиады 2014 года.

 

Новости