Внимание! Дети!

Мир детства – сказочный мир. Только ненужно забывать нам, взрослым, что суть сказки в постоянном присутствии неведомых светлых и темных сил, нелегких испытаний и серьезных опасностей.

Для нас, взрослых, жизнь перестала быть чем-то волшебным и загадочным, так как мы самоуверенно считаем, что постигли все ее тайны, и круг неизменно повторяющихся событий и ситуаций предательски убеждает нас в этом. В своем большинстве мы не пытаемся вырваться из него и даже всеми силами хватаемся за спасительную соломинку привычности. Дети, врываясь в этот круг со своим незамутненным штампами восприятием, приводят нас в замешательство, доводя до раздражения и чувства дисбаланса. Они – угроза нашему ленивому комфорту, и мы, даже не пытаясь вникнуть в суть их, с нашей точки зрения, неадекватных устремлений, начинаем упорно их воспитывать и учить, насильно загоняя в рамки созданной нами рутины. Проходит время, и количество наших педагогических усилий переходит в качество – ребенок взрослеет и уподобляется нам, как мы в свое время уподобились своим наставникам. Мы все усиленно твердим, как твердили в свое время взрослые, воспитывавшие нас, что желаем детям счастья, а так ли это? Давайте признаемся сами себе честно – мы страстно желаем лишь собственного спокойствия за своих детей. Но тем не мене, как хочется, чтобы сказка детства наших малышей закончилась счастливым вступлением в реальности взрослой жизни.

Большинство представителей человечества достигших общепризнанных высот в науке, искусстве, политике, бизнесе на вопрос «в чем секрет их гениальных свершений?» отвечают разными словами, но смысл их един: «повзрослеть забыл». Гениальность – главная черта детства. К сожалению, подавляющее большинство навсегда расстается с ней –  кто раньше, кто позже – в процессе взросления. Наверное, это объективный закон природы, ведь выживание человечества в целом зависит от прилежной рутинности бытия большинства ведомого единичными яркими личностями Избранных. Здесь действуют жесткий и бескомпромиссный закон естественного отбора. Право быть Избранным нужно заслужить. И далеко не послушанием и прилежанием, а уверенностью в себе, дерзостью, умением действовать вопреки и несмотря ни на что, не боясь поражений, непонимания, неприятия, осуждения и даже наказания. Неоспоримый факт – люди, в чьих руках находятся судьбы и чаяния человечества (великие ученые, деятели искусств, политики, бизнесмены), в детстве не столько радовали, сколько создавали проблемы своим наставникам.

Учителя Древнего Египта, по своему общественному статусу приравниваемые к жрецам и часто совмещающие эти функции, прилагали немало усилий, чтобы обнаружить детей с такими задатками, не зависимо от их кастовой принадлежности. Подобная практика часто вызывала возмущение в аристократических кругах, считающих, что образование привилегия высших каст, но стремление мудрейших выявить особо талантливых детей в любых слоях общества, было вызвано отнюдь не альтруистскими порывами и не являлось актом милосердия и благотворительности. Жрецы Древнего Египта куда буквальнее и острее понимали набившую оскомину и ставшую расхожим штампом аксиому «Дети наше будущее». Они очень хорошо осознавали, что если способности человека с детского возраста не направить в полезное для общества русло они запросто могут стать величайшим злом для социума и даже причиной его гибели. Ведь задатки, способности и таланты не исчезают от отсутствия воспитания и образования. Другое дело, что часто человек необразованный и ненаправленный должным образом просто не использует их. Но это только в том случае если таланты не подкреплены природными амбициями, уверенностью в себе, дерзостью, умением действовать вопреки и несмотря ни на что, не боясь поражений, непонимания, неприятия, осуждения и даже наказания.

Однако еще ни одному из мудрейших не удавалось во всех случаях точно угадывать в детском настоящем черты взрослого будущего, и  правильно определять способы его формирования. Эта сфера с трудом поддается логическому объяснению. Констатируемая взрослым непонятливость ребенка может свидетельствовать как о весьма скромных способностях, так и о неординарности мышления или просто о том, что он устал или вы ему не нравитесь. Не секрет, что методы воспитания и образования, давшие великолепные плоды в одном случае в другом могут стать причиной катастрофы личности. Педагоги-практики нацеливают свои усилия на видимый в настоящем результат, но какими разными оказываются плоды их труда в будущем. Точность диагностики способностей и психологических задатков в раннем возрасте имеет едва ли более высокий процент попаданий, чем предсказания гадалки. Притом, как и в случае с гаданием точные прогнозы запоминаются: «Ну надо же всего три годика было, а подруга учительница уже сказала, что моя крошка прирожденный математик!», – а ошибочные, как правило, забываются.

Наши, не подвергаемые нами сомнению, часто заимствованные у авторитетных педагогов и психологов, суждения о детях, их воспитании и образовании могут стать как добрыми феями, так и свирепыми Змеями Горынычами и кровожадными великанами на сказочном пути детства. И не известно, что лучше, а что хуже, ведь сказочный герой должен научиться не только пользоваться помощью светлых сил, но и побеждать темные. И нет абсолютно точных рецептов, как правильно поступить в том или ином конкретном случае. И только наша искренняя любовь – ни гордость за своего ребенка, ни желание видеть его внешне благополучным, а истинная любовь может стать той мощной защитой, которая позволит юному человеку преодолеть все испытания сказки детства и заложить прочный фундамент взрослого «долго и счастливо».
 

Новости