«Кармен» в четырех измерениях

Фантастическая Кармен18 февраля VIII Зимний международный фестиваль искусств представил свой театральный проект Фантастическая «Кармен», который вызвал предельно неоднозначные отклики зрителей от точности наоборот до полной несопоставимости. Впрочем, чисто внешняя реакция зала, как раз таки получилась более чем однозначной – бурные аплодисменты и крики «Браво!», но… Чтобы понять, что же произошло на сцене Зимнего театра 18 февраля, придется начать очень издалека – без малого от Сотворения Мира.

Фундаментальный закон Бытия Вселенной – повторение. Повторение, как в пространстве, так и во времени. Какие-то явления повторяются каждую долю секунды, а какие-то раз в 27 тысяч лет (к примеру); какие-то – по тысячу раз на каждом миллиметре, а какие-то – далеко не во всех галактиках. Тем не менее, круг этих явлений не так уж широк, как может показаться, и явление, повторяющееся каждую долю секунды, вполне может быть того же порядка, что и повторяющееся только раз в 27 тысяч лет – просто масштабы разные. Сама суть таких фундаментальных явлений легла в основу мифов, набор которых, по большому счету, одинаков во всех культурах человечества. Из мифов фундаментальные сюжеты перекочевали в сказки, а дальше – во все пласты самовыражения творцов от произведений классиков, до продуктов массовой культуры типа сериалов.

Именно к таким фундаментальным сюжетам относится «Кармен», впервые получившая свое классическое воплощение в новелле Проспера Мериме и покорившая мир благодаря опере Жоржа Бизе. Музыка оперы Жоржа Бизе настолько яркая и фееричная, что в 1967 году советский композитор Родион Щедрин перенес ее с оперной сцены на балетную, создав из отдельных оперных номеров спектакль «Кармен-сюита» для Майи Плисецкой. Новелла Мериме, опера Бизе и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина легли в основу театрального проекта Фантастическая «Крамен» Зимнего фестиваля.

Вообще-то, все театральные, оперные, балетные и кинематографические интерпретации этого фундаментального сюжета сложно даже просто перечислить, даже для искушенного искусствоведа. Однако то, что удалось Юрию Башмету – именно ему принадлежит идея такого спектакля – сценаристу Михаилу Палатнику, режиссеру Павлу Сафонову и художнику Марии Трегубовой, наверняка займет особое место в этом ряду.

Создателям спектакля Фантастическая «Кармен» удалось не просто еще раз с особой яркостью показать фундаментальный сюжет. Идея Юрия Башмета соединить в одном спектакле драму, оперу и балет вылилась в отражение того, как фундаментальное явление одного порядка, повторяясь на разных уровнях Бытия, создает Бытие как таковое. При этом сама музыка стала четвертым измерением. И в опере «Кармен», и в балете «Кармен-сюита» музыка существует как единое целое с действом на сцене. В спектакле же Фантастическая «Кармен», не оторвавшись от действа на сцене, музыка в исполнении оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета превратилась в самостоятельную единицу, в самостоятельное явление, в самостоятельное измерение, органично объединенное с тремя самостоятельными явлениями, самостоятельными измерениями на сцене.

Поверьте! Все, что тут понаписано, это не пустые умствования. Это – попытка выразить ощущения, рожденные этим спектаклем. И они таковы не только у меня. Они таковы у всех, с кем удалось поговорить после спектакля. Они таковы у всех, чьи статьи по поводу этого спектакля удалось прочесть. Отношение к собственным ощущениям, вызванным Фантастической «Кармен», у всех очень разные – от восторга до полного неприятия. От попытки вытащить эти ощущения из себя наружу, пережить в полном объеме и понять, что же это такое, до судорожного желания засунуть их поглубже, а наружу выплеснуть порцию скепсиса, смешанного с ядом.

Мало того что создатели органично объединили в одном спектакле разные воплощения фундаментального сюжета, в воплощении сего они пошли дальше и Мериме, и Бизе, и Щедрина. В чем? Можно разобраться, только поняв, а про что (не «о чем», а именно «про что»), собственно, «Кармен»?

Про любовь? Про ревность? Про убийство на почве ревности? Разумеется! Но все это лишь поверхность, доступная для оценок в стремительном потоке повседневности. А вот что делает «Кармен» фундаментальным сюжетом? Что вытащили создатели спектакля? Что привело в дикий восторг одних и так сильно напугало других, заставив заслониться скепсисом и поиском недочетов в работе артистов и постановщиков от действительно приводящих в мистический трепет разверзнувшихся глубин законов Бытия?

Сколько бы ни говорило человечество о вечности любви, каждый, кто пережил сие, знает, что именно то, что называют ЛЮБОВЬ, длиться лишь миг. Правда, этот миг в разных случаях имеет разную продолжительность от нескольких минут, до нескольких дней, и даже недель, и даже месяцев, но потом…

Потом наступает «потом». Это «потом» может быть очень разным, но в любом случае, это – «потом», в котором хранятся лишь воспоминания о пережитом миге. И все же, прекрасно зная это, человечество из века в век продолжает говорить о вечности любви. Почему?

То, что называют ЛЮБОВЬ – этот самый миг – прорывается во Вселенную из-за ее пределов. Не из-за пределов снаружи, которых, по мнению ученых, нет. Миг ЛЮБВИ прорывается во Вселенную из-за пределов внутри. Из-за пределов внутри самой личности. Оттуда, где нет Времени как такового, то есть, где нет ни мига, ни вечности. Человеческий разум не в состоянии этого осознать, и трактует вневселенское явление, не имеющее ничего общего со Временем, как вечность, которую он тоже не в состоянии представить, но все же она более понятна для него. Прорвавшись во Вселенную, в условия пространства и времени, ЛЮБОВЬ входит в зону действия законов времени и через миг определенной продолжительности, как и любое явление во времени, прекращает свое существование. И… наступает «потом». «Кармен» именно про ЭТО.

Создатели спектакля Фантастическая «Кармен» усилили соотношение вневременного, вневселенского с действием законов Времени, показав еще одно «потом». К тому же, все действие спектакля происходит в рамках этого самого еще одного «потом» – после убийства, которое в данном случае является еще одним прорывом во Вселенную явления из-за пределов времени. Безусловно, во всех версиях «Кармен» убийство из ревности – неотъемлемая часть сюжета, но лишь в качестве финала, где «потом» – даже если его события формально рассказываются – не имеет практически никакой силы воздействия, точно так же как постскриптум любой сказки, типа «и жили они долго и счастливо».

(Просто к слову: за всю свою многотысячелетнюю историю человечество ни в одном произведении искусства так и не сумело воплотить «и жили они долго и счастливо». Впрочем, а разве кто-то хотя бы пытался сделать это? Если даже кто-то и пытался, шедевра из этого явно не получилось – надеюсь, пока – иначе мы бы знали, что это такое: «и жили они долго и счастливо», и как это сделать.)

Таким образом, спектакль Фантастическая «Кармен» – это, с одной стороны, показ взаимодействия вневременных явлений со Временем, а с другой – воплощение принципа наложение различных проявлений одного и того же явление, рождающее само Бытие Вселенной.

В процессе спектакля не покидало ощущение, что артисты на сцене, прекрасно справляясь со своей профессиональной задачей, при этом не до конца понимали, в чем они на самом деле участвуют. Как выяснилось, для этого существовала вполне объективная причина. Дело в том что, несмотря на довольно длительный период подготовки спектакль к фестивалю, весь состав артистов впервые собрался вместе на репетицию всего за несколько часов до выступления. И знаете, нельзя назвать это чем-то вроде недостатка. Даже совсем напротив!

Проживая свою жизнь день за днем, мы лишь спустя какое-то время начинаем понимать истинное значение тех или иных событий, довольно часто круто меняя их оценку. В момент же проживания, в подавляющем большинстве случаев, мы понятия не имеем в чем на самом деле участвуем.

В спектакле Фантастическая «Кармен» получилось именно так! И получилось с такой силой воздействия, что, пожалуй, создателям стоило бы задуматься о превращении такого подхода в принцип дальнейшей жизни этого проекта.

Ну а 18 февраля на сцену вышли:

Кармен (драма) – актриса театра и кино Ольга Ломоносова
Кармен (опера) – артистка «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк) Нэнси Фабиола Эррера
Кармен (балет) – заслуженная артистка России, солистка балета Большого театра Екатерина Шипулина

Хозе (драма) – заслуженный артист России, актер МХТ им. А. Чехова Михаил Трухин
Хозе (опера) – солист Большого театра Виктор Антипенко
Хозе (балет) – ведущий солист балета Большого театра Денис Родькин

Эскамильо (опера) – солист Большого театра Олег Цыбулько
Торреро (балет) – премьер балета Большого театра Михаил Лобухин

Врач (драма) – актер театра и кино Евгений Стычкин


Екатерина Трубицина

 

Новые статьи